- Что говорит об этом буква закона?
- Немного о драйвере и схеме подключения
- Чем отличаются ДХО от ближнего света?
- Теперь кратко о самих огнях и возможных ошибках
- Внешнее оформление фары
- Второй способ изготовления и установки дхо своими руками
- Иное решение
- Первый контроллер ДХО я выполнил на реле
- Как сделать светодиодные яркие ходовые огни
- Подключение диодных ДХО на практике
- Основная задача изделия
- Правовые нормы в России
- Почему рекомендуют ставить ДХО, а не использовать ближний свет: главные отличия
- Правила ДХО ЕЭК ООН №48/№87
- Выход есть!
- Самодельная оптика: пошаговая инструкция
- Схема установки ходовых огней
- Фотогалерея «Схемы для подключения»
- Как выбрать ДХО для авто
- Бюджетные способы реализации дневных фонарей
- Основные ошибки при изготовлении ДХО своими руками
- Как сделать своими руками ДХО на Приоре из фар дальнего света при помощи реле?
- Простое решение – схема контроллера ДХО на компараторе LM358
- Как подключить самостоятельно ДХО?
- Использование мощных светодиодов 1-3 Вт
- Что нужно для изготовления
- ДХО в дальний в пол накала на контроллере
- Плюсы ДХО:
- Принцип работы:
- Регулировка.
- ДХО 12 вольт на контроллере Attiny13A.
- Список радиодеталей для ДХО на 12 вольт
- ДХО 24 вольта на контроллере Attiny13A.
- Список радиодеталей для ДХО на 24 вольта
- Монтаж электропроводки
Что говорит об этом буква закона?
В 2010 году были внесены изменения в правила дорожного движения, согласно которым каждая машина при движении по проезжей части должна включать ближний свет или ДХО, или противотуманные фары.
Благодаря этому изменению транспортное средство, движущееся по дороге, станет намного более заметным для других участников дорожного движения. Это, по мнению менеджеров, улучшает качество ориентации в непогоду и, как следствие, снижает количество аварий.
Слева направо: автомобиль с выключенными фарами, включенным ближним светом, дневными ходовыми огнями
Что касается правомерности переоборудования автомобиля самодельными ходовыми огнями, согласно постановлению от 09.10.2009 г. 720 Правительства РФ, это не является незаконным. Для сравнения, во многих странах подобные действия считаются незаконными. И даже если установка самодельных ДХО будет производиться на сертифицированной АЗС, за установку не заводских дневных ходовых огней будет наложен штраф. Правда, есть вариант легализации этой процедуры, обратившись в Госавтоинспекцию, сотрудники которой могут оформить переоборудование автомобиля.
Немного о драйвере и схеме подключения
Многие автолюбители, покупающие готовые китайские модули ДХО, жалуются на их непродолжительный срок службы. Причина тому не только в низком качестве светодиодов, но и в отсутствии стабилизированного блока питания, что так важно для светодиодов. Крайне не рекомендуется подключать светодиодные модули к бортовой сети напрямую или через постоянный резистор 2-5 Вт, используя его вместо встроенного стабилизатора. Колебания напряжения питания от 11,5 В до 14,5 В приведут к очень резкому изменению тока нагрузки (см. Вольт-амперную характеристику светодиода). В результате такие ДХО со временем будут мигать, а через некоторое время полностью выйдут из строя. Самое страшное в нестабилизированном блоке питания — это то, что даже короткие всплески до 14,5 В значительно сократят срок службы светодиода.
Блок стабилизации на базе интегрального стабилизатора поможет избавиться от проблемы перегоревших светодиодов. В идеале нужно приобрести готовую универсальную плату с функцией регулировки выходного напряжения и тока для настройки. Подходит проект на микросхеме LM317 (или любой другой подобной) со следующими параметрами:
- входное напряжение — 7–35 В;
- диапазон установки выходного напряжения — 1,25–30 В;
- диапазон регулировки выходного тока — 0-4 А.
Для ускорения процесса сборки потребуется приобрести небольшой блок управления в герметичном корпусе с уже подключенным необходимым набором проводов.
Что касается схемы подключения дневных ходовых огней, то здесь два варианта: купить готовый блок управления ДХО или подключить их своими руками с помощью 4- или 5-контактного реле. Все схемы подключения ДХО и их характеристики подробно описаны в этой статье.
Чем отличаются ДХО от ближнего света?
Прежде чем разбираться, как самому сделать ДХО, стоит сказать несколько слов о том, чем этот вид освещения отличается от ближнего света.
Блок ДХО имеет несколько функциональных отличий от фар ближнего света:
- Днем ближний свет не очень заметен, а дневные ходовые огни отличаются своей яркостью, благодаря чему достигается хорошая видимость движущегося по дороге автомобиля.
- С учетом того, что дорога хорошо видна днем (кроме непогоды), можно просто забыть включить ближний свет фар, и в результате получить штраф за несоблюдение правил дорожного движения.
- Ходунки экономичны в плане энергопотребления, что важно для любого автовладельца.
- Гибкие ходовые огни имеют прорезиненный кожух, облегчающий складывание в местах бокового бампера.
Теперь кратко о самих огнях и возможных ошибках
Самый простой способ — купить китайские светодиодные ленты или универсальные световые блоки и наклеить / установить их там, где они подходят. Ну, например, если изолентой обматывает штатную оптику, если в виде фары, то обрезать обшивку радиатора, бампер и т.д. Легко установить, а нельзя. Почему? Самостоятельная установка ДХО — переоборудование со всеми вытекающими последствиями. Все надо легализовать. Как нам рассказали в КАП МВД РК, установка фонарей не требует паспортизации, но все равно нужно поставить отметку в техпаспорте. Порядок действий будет следующим:
- прибыть в пункт технического надзора ФОП;
- запросить конвертацию;
- установить осветительные приборы на специализированной СТО;
- получить справку с СТО (акт, заключение) о приеме на работу;
- обратиться в отдел технического надзора ФОП для осмотра и получить разрешение на проставление отметки в СРТС (технический паспорт);
- перейти в РЭП по месту жительства или конкретный ЦОН для замены СРТС.
Любовь к украшению автомобилей разными фарами у наших водителей не отнять, поэтому нововведение никого не огорчило. Но будут ли световые конструкции на любой вкус считаться навигационными огнями? Нет. Ничего, кроме украшения. Правильный свет должен узаконить
Скажем так, от установки до легальной эксплуатации ДХО путь не короткий. А еще многое будет зависеть от удачи…
Внешнее оформление фары
После того, как внутри маяка будет произведена установка, его необходимо оформить. Сказано очень грубо, на самом деле конструкция состоит из одного действия — заливки интерьеров эпоксидной смолой. Он надежно зафиксирует всю электропроводку внутри корпуса проектора, поэтому вероятность того, что через некоторое время контакт пропадет, полностью исключена. Вы также получаете очень высокую степень герметичности: смола — идеальный материал для гидроизоляции. Это означает, что вода не попадет внутрь во время движения в дождливую погоду.
Обратите внимание, что вам нужно будет вынуть из корпуса два провода, которые позже вы подключите к проводке автомобиля. Но делать ДХО из дальнего света своими руками тоже не стоит — ведь не будет выполнено главное конструктивное требование: низкое энергопотребление. А мощность ламп дальнего света не менее 100 Вт (а в машине их две).
Второй способ изготовления и установки дхо своими руками
Первый вопрос: почему? Ведь купить можно в одном магазине, а будет стоить от 500 до 2000 рублей за пару.
Ответ такой: за 500 рублей продаются не дневные ходовые огни, а убогие подделки, которые прослужат не больше года-двух, а потом все или часть погаснут или начнут мигать. Сделать это своими руками будет намного надежнее. Цена 1000 рублей также не является гарантией того, что ходовые огни будут работать долгое время. Как правило, некоторые светодиоды просто гаснут. А покупать дороже — жаба душит. ДХО своими руками построить проще.
Ходил по магазинам, смотрел, представлял. Объектив проектора стоит 60 рублей, 6 светодиодов по 1 Вт — по 10 рублей, комплект разъемов — 25 рублей на 10 мам и 25 рублей на 10 пап. Итого 300 руб. Мощность получается 6 Вт. Для дневных ходовых огней этого более чем достаточно.
Кейс нашел легко — для этого вышла банка клея «Момент». Пригодился кусок обычного оргстекла диаметром с линзу и радиатор какой-то электроники, вырезанный по диаметру, пригодился. Так что все просто: проделываем в пластике дырочки, чтобы заглушить светодиоды. Вот фото.
Как запитать диоды? Есть 2 варианта:
- Дорого — речь идет о покупке 2-х стабилизаторов тока на 700 мА и пропитке их через них (и это будет правильно и потребует еще 250-300 рублей капитальных вложений).
- Дешевле поставить резистор не менее 2 Вт на 16-18 Ом. В этом случае резистор будет нагреваться, но рука должна сопротивляться. Это будет неправильно, но дешево.
Потратил 300 рублей и 2 дня работы с напильником и паяльником.
После сборки ходовые огни заделываются обычным герметиком.
Решайте это как хотите. Наклеил на двусторонний скотч и прижал скрепкой изнутри к верху бампера.
У этой конструкции тоже есть недостаток. Если светодиод выйдет из строя, придется все разбирать.
Иное решение
Чуть иначе своими руками сделать ДХО можно, другое решение совсем не дороже, но технологически более продвинутое в плане замены ламп. Дневные ходовые огни будут иметь чуть меньшую мощность — всего 5 Вт. Пока устанавливал ДХО, наткнулся на такую лампу, когда-то давно купил для фонаря, и нашел такой вариант.
Пара таких ламп стоит 260 рублей, патроны — 60 рублей за пару, а 120 рублей — пара одинаковых линз. В остальном все то же самое.
Все сделано из пластика. Такие ходовые огни плохо нагреваются и не требуют силовых стабилизаторов и радиаторов. Они подключаются напрямую к 12В.
Есть недостаток. Придется найти крепления к пластику, но это решается обычными металлическими скобами.
это все. Сделать дневные ходовые огни на машину может любой желающий. В изготовлении и установке ДХО своими руками нет ничего сложного.
Первый контроллер ДХО я выполнил на реле
У моего микроавтобуса были очень забавные противотуманные фары, они пластиковые, белые и с габаритным огнем! В них нет смысла — за переделку! Габаритные лампочки были заменены на светодиодные аналоги, что позволило пренебречь энергопотреблением. Также была изменена стандартная схема подключения, так как наличие кабелей в моем маршрутке отличное. За час с перекуром была собрана и подключена схема:
Сигнал размера снимался прямо с подсветки кнопки. Итог: исправное функционирование ДХО, отключение при включенных габаритах и невозможность забыть выключить ДХО. Эта схема работает уже несколько лет без жалоб ни со стороны меня, ни со стороны инспекторов ГАИ.
Но теперь я купил вторую машину для семьи. Большой, удобный и .. ужасно неудобный в плане новой проводки. Как я уже говорил, я вообще-то ленивый человек, мне лень разбирать приборную панель, тащить провода густой рябью и все-таки собирать все обратно! Нет, спасибо! Нам нужно другое решение!
Как сделать светодиодные яркие ходовые огни
- Вырезаем светорассеиватель подходящей формы (это могут быть кольца или полукольца типа ангельских глазок, изогнутые или прямые) с помощью металлического напильника или дремеля.
- Закройте внутреннюю и внешнюю стороны диффузора отражателем. Если вы выбрали куски алюминия, приклейте их клеем (например, эпоксидной смолой).
- В получившееся углубление вставляем светодиодную ленту или плату со светодиодами.
Подключение диодных ДХО на практике
Подробнее о том, как подключаются диоды ДХО, вы можете узнать ниже.
ДХО — незаменимый элемент света в автомобилях, который служит для обозначения автомобиля и делает его более выразительным на трассе. Сегодня используются светодиоды ДХО, которые являются экологически чистыми и экономичными.
Они не потребляют много энергоресурсов автомобиля, не влияют на перегрев двигателя, долго служат и обладают оптимальной яркостью, которая сразу бросается в глаза и при этом не имеет возможности слепить водителей встречка или полоса движения. Светодиодные лампы обычно имеют прочный корпус, устойчивый к ударам и не пропускающий пыль, грязь или влагу.
Основная задача изделия
Основная и главная задача фонарей — безопасность пилота на трассе. Стандартная головная оптика не имеет такой яркости и светонасыщенности, которые обеспечивают ДХО. Также часто днем, если перегорела лампа ближнего / дальнего света (использовалась как сама ДХО), вы можете не заметить. В результате ваша машина перестает быть такой выразительной и привлекательной для окружающих. Если перегорела лампочка в светодиодах ДХО, это вам не грозит, ведь часто в отдельных устройствах для дневной езды используются разные источники света. На какие особенности нужно обратить внимание при выборе дневных ходовых огней, вы можете узнать в статье «Яркие характеристики ДХО».
Правовые нормы в России
В период с 2010 по 2011 год в России был принят закон, обязывающий водить автомобиль в дневное время с активным светом: ближним / дальним светом, противотуманными фарами или отдельными устройствами, называемыми дневными ходовыми огнями. Благодаря этому ваша машина будет максимально привлекательной и заметной на трассе, а значит безопасность гарантирована. Именно по этой причине сегодня стало актуальным установка покупных ДХО или изготовление светодиодных ДХО своими руками.
Почему рекомендуют ставить ДХО, а не использовать ближний свет: главные отличия
Многих водителей интересует вопрос, нужно ли ставить на автомобиль отдельные ДХО или можно также использовать ближний свет / дальний свет фар. Однако рекомендуется устанавливать отдельные ДХО, так как они имеют ряд преимуществ перед ближним светом:
- Свет от ближнего света фар днем, особенно в солнечную погоду, очень плохо видно, поэтому не рекомендуется использовать этот вариант фар для однодневных поездок. Отдельные светодиодные устройства имеют максимальную яркость, обеспечивая надежную защиту благодаря видимости на расстоянии.
- Стоит отметить, что водители часто забывают включать ближний свет в течение дня, так как дорога уже видна и в этом нет необходимости. ДХО, в свою очередь, активируются автоматически, поэтому вы не получите штраф, если будете ездить по дороге без дневного света.
- Преимущества ДХО в 10-20 раз больше, поскольку они экономят энергию автомобиля за счет минимальной мощности.
- Белоснежный свет ДХО, в отличие от галогенной оптики, намного заметнее в солнечную погоду.
Это основные преимущества ДХО, но если вы не хотите покупать дорогие качественные устройства, вы можете сделать свои дневные ходовые огни самостоятельно. При правильном подходе и правильной схеме установки автоматическая активация ДХО своими руками станет полезной функцией изделия. Но, прежде чем делать ДХО своими руками, необходимо знать основные правила и требования, прописанные законодательством.
Правила ДХО ЕЭК ООН №48/№87
Однако, если вы решили установить ДХО с отдельными устройствами на свой автомобиль, независимо от того, покупаете ли вы их или создаете ДХО своими руками, вам необходимо знать правила и требования. Правила ЕЭК ООН № 48 касаются установки, расположения, количества устройств, схемы правильного законного подключения и рабочих характеристик продукта. На что обратить внимание в первую очередь:
- ДХО необходимо устанавливать в количестве двух штук, установка на прицеп запрещена.
- Схему установки выбирайте сами.
- Есть основные правила, которые ограничивают вас в плане производить установку ДХО относительно уровня с улицы, от краев видимой поверхности. Эти правила необходимы для того, чтобы в конечном итоге свет, излучаемый самодельными или покупными навигационными огнями, не отражал встречных водителей и не мешал им.*
- Схема подключения ДХО должна быть сделана таким образом, чтобы гарантировать их автоматическую вставку в нужное положение.
Выход есть!
Но мы не сдавались, глядя на все вышеперечисленное, и дело дошло до этого. Установка ДХО — это не обязательно красивая светодиодная фара. Это может быть любой источник легального света. Что законно? Это фары, которые устанавливаются на заводе производителя автомобилей или устанавливаются автовладельцем самостоятельно, но с допусками, предусмотренными проектом. Например, противотуманные фары (ПТФ). Они присутствуют практически на всех автомобилях, и для их установки владельцами не требуется разрешение на переоборудование. А главное ПТФ по ПДД можно использовать как дневное. Другими словами, делать почти нечего: обычные противотуманные фары включаются автоматически и сами гаснут при включении ближнего света или выключении двигателя. Но при этом сохраним функцию противотуманной фары, добившись эффекта два в одном.
Перед установкой фар или переделкой имеющихся на ДХО проверьте, подходят ли они вам. Вряд ли на дорогах проверят, но если и сделают, то сразу грамотно
Для установки ДХО мы взяли редакцию «Нива». В мастерской закуплены необходимые комплектующие, а именно: два реле (одно пятиконтактное, другое четырехконтактное), электропроводка, блок для предохранителя 25А и изолента, — на сумму 2000 тенге. Мы обыскали гараж в поисках инструментов и приступили к работе. Когда мы покупали противотуманные фары, они устанавливались прямо на бампер. Если только их потом не обменяли на другие.
Самодельная оптика: пошаговая инструкция
Учитывая невысокую стоимость как самого блока управления ДХО, так и его установки, можно сделать ходовые огни на авто самостоятельно.
Для изготовления ДХО подходят недорогие противотуманные фары
Итак, чтобы сделать блок управления ходовыми огнями своими руками, нужно запастись следующими расходными материалами:
- противотуманные фары — можно купить недорогой образец;
- алюминиевые пластины;
- светодиодная лента;
- тонирующий материал.
Алгоритм сборки ходовых огней своими руками предполагает выполнение следующих действий:
- Мы покупаем дешевый вариант противотуманных фар и разбираем их очень аккуратно, стараясь сохранить все детали интерьера.
Китайские ПТФ
- Теперь нам нужно извлечь все компоненты. Для этого потребуется размягчить герметик, которым все залито. Сделать это можно с помощью строительного фена, обдувая его от легкого элемента. При отсутствии такого оборудования достаточно поместить диодную лампу в духовку, установить внутри нее температуру 100 ° и подержать 7 минут.
- Далее нам нужно отделить стекло от платформы, используя для этого тонкую отвертку. Чтобы сэкономить время, можно сразу же тонировать стекло. Для этого используем недорогую тонирующую базу, ну или любую другую. Пока пятно сохнет, приступаем к монтажу «заливки»: отсоединяем тросы, фиксирующую планку, стекло, мембрану диффузора и корпусную часть.
стекло лучше сразу покрасить, чтобы потом не возвращаться к нему
- Далее нам нужно вырезать из алюминиевых полос прокладки для диодов. Они должны быть плоскими, без дефектов, перекосов и коррозии. Как только опоры будут готовы, приклейте их герметиком. Затем закрепляем диффузор в корпусе и ждем, пока все компоненты будут склеены.
Алюминиевые подложки для светодиодов
- Пришло время установить световые элементы. Для этого берем имеющуюся светодиодную ленту и кладем на герметик, делаем припой. Кстати, если диоды покрыть сверху силиконом, это продлит срок их службы.
Защитная силиконовая лента для крепления светодиодов
- Как только все компоненты будут закреплены, устанавливаем тонированное стекло, которое, как и все расходные материалы, тоже находится на герметике.
- Сделать диффузор для ходовых огней на авто своими руками можно так: берем эпоксидную смолу и заливаем, а можно так: вырезаем из оргстекла. Первый вариант наиболее предпочтителен, потому что он дешевле и быстрее.
По такому же принципу проводится ремонт ходовых огней при неисправности. Единственное, нужно просто разбираться во всех тонкостях устройства таких легких изделий.
Схема установки ходовых огней
А теперь перейдем к схеме установки. Важное требование при организации схемы — автоматическое включение оптики при включении зажигания. По схеме ДХО необходимо включать без использования дополнительных элементов управления — переключателей. Поэтому устанавливать дополнительную кнопку управления внутри автомобиля не потребуется. Для установки ДХО по этой схеме оптику необходимо подключить к зажиганию.
Фотогалерея «Схемы для подключения»
1. Самый оптимальный вариант подключения оптики
2. Та же диаграмма, более наглядно
3. Схема без реле
Как выбрать ДХО для авто
Выбор дневных ходовых огней для вашего автомобиля — это возможность сделать вождение более безопасным и экономичным за счет снижения расхода заряда аккумулятора и топлива. Сегодня есть как стандартные, так и универсальные ДХО:
- стандартные ДХО выпускаются под конкретную марку автомобиля (в результате при выходе из строя ходовых огней можно быстро найти и купить идентичный прибор);
- универсальные ДХО могут быть установлены практически на любую марку автомобилей, так как устанавливаются на бампер или на решетку радиатора.
Выбор лучших ДХО основан на семи принципах:
- Производство. Конечно, качество ходовых огней будет напрямую зависеть от марки производителя, поэтому первым делом нужно уточнить название производителя. Сегодня немецкие заводы по производству ДХО — Philips, Osram и Hella считаются особенно востребованными у автомобилистов. Однако в Китае производят не менее практичные и прочные устройства, при этом более дешевые — Starled, Henight.
- Количество светодиодов. Любой комплект ДХО состоит из 2-х блоков, устанавливаемых слева и справа от центральной части автомобиля. Количество диодов в каждом блоке может варьироваться от 4 до 12 штук. Следовательно, чем больше диодов в каждом блоке, тем ярче будет свет. Оптимальным вариантом для рядового автомобилиста признано 5 или 6 диодов в одном блоке.
- Форма и размер ДХО. Решая, какие ДХО купить, нужно учитывать параметры вашего автомобиля. И размеры блоков, и их форма могут быть совершенно разными. Кроме того, конструктивно ДХО могут быть различных модификаций: гибкие, статические литые и точечные.
- Расположение диодов. Изначально следует прикинуть, как будут выглядеть ДХО на вашем автомобиле. Некоторые заводы-производители размещают диоды на блоках не по центру, а по краям. Эти характеристики необходимо учитывать при выборе устройства для конкретной марки автомобиля.
- Яркость свечения. Дневные ходовые огни светят только белым светом. Все остальные оттенки ложные. С помощью специальных приборов можно измерить диапазон свечения ДХО — он не должен превышать 6000 кельвинов.
- Сила свечения. Это еще один параметр, который поможет автолюбителю выбрать действительно надежные ДХО. Согласно ГОСТу сила света в ДХО должна превышать 400 кд.
- Цена — не менее важный параметр при выборе устройства. Стоимость ДХО будет зависеть от престижа производителя, внешнего вида и формы изделия, интенсивности света и количества светодиодов в каждом блоке.
Бюджетные способы реализации дневных фонарей
Самый простой и дешевый способ — от пола, это последовательное включение дальнего света. Такой вариант своими руками сможет установить любой автомобилист, хоть немного разбирающийся в электричестве:
- ток нагрузки генератора в четыре раза ниже
- экономия топлива
- дальний свет в этом режиме не перегорает
- свет мягче и лучше воспринимается падающими, чем ближний свет
- не нужно устанавливать дополнительные фары ходовых огней
На рисунке ниже показана схема включения дальнего света в качестве дневных ходовых огней.
Когда переключатель SA1 включен, напряжение подается на лампы и катушку реле, которая, в свою очередь, переключает лампы из параллельного режима в последовательный. В этом режиме лампы загораются в полу накаливания, при выключенном SA1 лампы переключаются в параллельный режим.
Основные ошибки при изготовлении ДХО своими руками
Прежде всего, нужно понять, что это за устройство. Дневные ходовые огни не габариты! Их нужно проверять не ночью, а днем.
Огни должны быть видны с большого расстояния. Вопреки распространенному заблуждению, при сборке ДХО из светодиодной ленты своими руками нужно использовать самую прочную из имеющихся лент. При габаритах вроде средних ходовых огней превысить допустимую яркость с помощью светодиодной ленты довольно сложно.
Не забывайте про охлаждение, но не ставьте слишком большие радиаторы. Не забывайте, что набегающие воздушные потоки при движении автомобиля практически заменяют активное охлаждение. Следовательно, площадь радиатора может составлять половину от нормальных условий для пассивного охлаждения приборов.
Как сделать своими руками ДХО на Приоре из фар дальнего света при помощи реле?
Использование электронного реле ДХО-30 позволяет включать лампы дальнего света только на 30% их полной мощности. Этого достаточно, чтобы использовать их как ходовые огни. Они загораются при включении зажигания, отключении габаритов и отпускании ручного тормоза. Реле устанавливается вместо штатного микропроцессорного устройства и подключается по следующей технологии:
- Отсоедините клемму массы от аккумуляторной батареи.
- Откройте крышку блока реле, вытащите ее своими руками из гнезда реле дальнего света К7 и установите на его место ДХО 30.
- Открутите саморезы рамки панели приборов и снимите панель приборов, нажав на фиксатор.
- Проложите провода реле под приборной панелью, пока их концы не будут на одном уровне с разъемом счетчика.
- Подключите провода с помощью соединительных элементов согласно схеме.
- Подсоедините разъем и клемму заземления аккумуляторной батареи.
По окончании работы проверьте работу электронного реле в следующей последовательности:
- Включите зажигание и поставьте машину на ручной тормоз: лампы не должны гореть.
- Отпустите рычаг ручного тормоза: контрольные лампы и дальний свет должны загореться на максимальной скорости (30%).
- Мигают дальние фары: лампы должны включиться на полную мощность, затем вернуться на 30%.
- Включите габариты — свет должен погаснуть.
- Включите дальний свет — лампы должны быть на 100%.
- Выключите зажигание — лампы должны погаснуть.
Если освещение включено на полную мощность сразу после заземления, клеммы 30 и 87 в монтажном блоке необходимо поменять местами.
Модернизация штатных фонарей с помощью электронного реле избавляет от хлопот с установкой дополнительных ламп. Кроме того, уменьшается нагрузка на генератор и увеличивается срок службы осветительных приборов. При необходимости можно легко вернуться к подключению склада.
Простое решение – схема контроллера ДХО на компараторе LM358
В режиме компаратора я использовал операционный усилитель LM358, очень дешевый и не требует стабилизатора напряжения, блок питания LM358 достигает 30 Вольт, что еще раз экономит деньги! Схема привожу ниже, все предельно просто и понятно, стандартная схема включения операционного усилителя в качестве компаратора с источником опорного напряжения.
Вся схема была подключена непосредственно к проводу аккумулятора с помощью пластикового зажима. Недостатком схемы является отсутствие функции подавления ДХО при включенном конверте (входить было лень). И тут началось… Друг похвастался устройством своему другу. Мне поступили и другие предложения по производству контроллеров.
Что понравилось автолюбителям? Легкость монтажа и то, что не нужно протаскивать кабели в салон, все находится в подкапотном пространстве!
В результате конструкция была упрощена еще на 2 резистора, что благотворно сказалось на моем ленивом эго. Вместо регулировки опорного напряжения я ввел прямое срезание измеренного напряжения:
Настройка обоих вариантов сводится к настройке триммера порога срабатывания схемы при работающем генераторе, например, когда напряжение в бортовой сети выше 13,5 В
Дизайн конструкции не изменился, все собирается очень быстро, работа надежная даже в наши якутские морозы.
Собрал этот вариант устройства, как и предыдущие, на коленке за 10 минут. Я использовал прототип китайской платы, залил готовый каркас горячим клеем и закончил термоусадочной пленкой.
Как подключить самостоятельно ДХО?
Для подключения самодельных ДХО выполните следующие действия:
- Чтобы обеспечить активацию оптики с зажиганием, можно использовать тиристоры, при этом ток в них должен быть 0,3 ампера. Следует использовать тиристоры с сопротивлением 10 кОм, а их мощность составит 0,25 вольт.
- Нулевой контакт отключен от катушки реле. Если в вашем автомобиле установлены электрические стеклоподъемники, это лицо будет отвечать за их работу. Снятый разъем должен быть хорошо изолирован, чтобы избежать дальнейшего короткого замыкания.
- Затем производится подключение контакта зажигания ПТФ к реле ДХО. Эта схема должна быть встроена в реле, которое находится в блоке.
- Если при подключении ошибок не было, то при включении зажигания включатся ходовые огни. Если что-то пойдет не так, проверьте цепь еще раз.
Использование мощных светодиодов 1-3 Вт
При изготовлении навигационных огней своими руками помимо светодиодной ленты можно использовать сверхмощные светодиоды.
У предыдущих решений есть существенный недостаток — невозможность регулировки направленности и угла светового потока. Для светодиодов большой мощности с мощностью 1-3 Вт на рынке существует множество оптических решений от 10 до 120 градусов.
Для изготовления светодиодных ДХО своими руками на мощных кристаллах вам потребуются:
- 1Вт светодиод от 3 до 5 шт. (Для обеспечения необходимой силы света);
- линзы, собирающиеся под углом 30 градусов;
- драйвер светодиода с функциями: входное напряжение 12 В, выходной ток 300 мА, до 5 Вт;
- подложка для крепления к радиатору;
- радиатор площадью примерно 100 см2.
Драйвер нужен для питания светодиодов стабилизированным током. Также можно использовать схему с демпфирующим резистором, как в предыдущих самоделках, но мощность резистора в этом случае будет слишком большой и такое решение ненадежно.
Чтобы установить светодиоды на радиатор, понадобится теплопроводный клей или специальная монтажная основа и термопаста. К этой подложке припаивается светодиод и накручивается на радиатор.
Также можно найти готовые площадки для установки, в некоторых случаях это более удобный вариант. В некоторых магазинах есть такие подложки с установленными на них светодиодами.
Термопаста или термопрокладка необходимы для обеспечения лучшей теплопередачи, а также для заполнения неровностей в основе и радиаторе, чтобы улучшить теплопередачу.
При изготовлении ДХО своими руками из светодиодов с помощью такого комплекта потребуется чехол, его можно сделать своими руками из подручных материалов или использовать старые противотуманные фары или что-то подобное.
Что нужно для изготовления
Оптимальный вариант — создание ДХО на светодиодах. Эта опция снизит нагрузку на систему электропроводки автомобиля, уменьшит нагрев генератора и сэкономит заряд аккумулятора при запуске двигателя. Огни на светодиодных лентах впечатляют. Но есть проблемы со светодиодным полотном:
- длина стандартной ленты кратна 1 метру, такую лампу сложно адаптировать к габаритам передней панели автомобиля с соблюдением всех правил;
- угол рассеивания большинства светодиодов составляет 120 градусов, что выходит за рамки установленных норм, и сделать систему фокусировки для длинной ленты проблематично.
Поэтому рекомендуется выполнять ДХО на отдельных светодиодах, установленных в корпусах с отражателями, фокусирующими световой поток в необходимых пределах.
ДХО в дальний в пол накала на контроллере
В Интернете есть много схем ДХО, а устройства с дальним светом 12 вольт и 24 вольт недостаточны и в большинстве своем являются сложными. Ниже мы рассмотрим полноразмерный контроллер ДХО с большим диапазоном нагрева, будут предусмотрены схемы на 12 и 24 вольт. А управлять им будет дешевый и удобный контроллер Attiny13A.
Плюсы ДХО:
- Вам не нужно постоянно думать о том, что вы не забыли, и включать свет, когда машина находится в движении. Включается автоматически.
- После поездки не нужно думать о выключении света, блок ДХО сделает это за вас.
- Лампы загораются плавно и не на полную мощность, а это экономит электроэнергию, снижает нагрузку на генератор в пять раз, а значит, экономит топливо.
- Лампы прослужат намного дольше.
- При выключенном зажигании блок ДХО не потребляет мощность, блок отключен.
Принцип работы:
- При включении зажигания питание поступает в цепь ДХО.
- Контроллер обеспечивает задержку 10 секунд.
- Контроллер ожидает, пока состояние порта PB3 не станет нулевым. По-простому, контроллер проверит, выключены ли габариты. Если отключено, то продолжается. Если нет, он ждет выключения.
- Проверяется состояние входа контроллера порта PB4. То есть дождаться появления юнита. Проще говоря, эта дверь подключается к ручному тормозу и проверяет состояние ручного тормоза. Отпустили ручник, появился блок на двери PB4
- Деактивированы габариты и снят ручник с машины, только потом дальний свет начинает плавно включаться.
- Дневные ходовые огни постепенно отключаются при включении габаритных огней или включении стояночного тормоза автомобиля.
Регулировка.
По умолчанию блокировка установлена на 30%.
Яркость свечения ДХО регулируется кнопкой, расположенной на плате, и записывается в энергонезависимую память.
Для входа в режим настройки нужно нажать кнопку регулировки и удерживать ее, пока фары не мигнут дважды. Мы вошли в режим настройки. С каждым нажатием кнопки яркость дальнего света будет постепенно меняться, пока не достигнет максимума.
Следующее нажатие — фары погаснут, а при дальнейшем нажатии фары будут гореть с каждым разом ярче. Если вы достигли желаемой яркости, вам необходимо записать новые настройки в память, иначе после перезагрузки контроллер установит старые настройки.
Для этого нажмите кнопку и удерживайте, пока фары не мигнут дважды. Это будет сигналом о том, что новые настройки сохранены.
Также будут рассмотрены ДХО для автомобилей с бортовой сетью 12 и 24 вольт.
Разница между 12 и 24 вольтами, ДХО будет только в самой схеме. Для ограничения напряжения на затворе транзистора будет добавлен стабилитрон, а номинальные значения некоторых компонентов будут изменены до 24 вольт. Сами по себе прошивка и алгоритм работы обеих цепей, а также подключение к автомобильной сети идентичны.
ДХО 12 вольт на контроллере Attiny13A.
Расположение элементов на доске, верхний слой. На нижнем слое установлен только силовой транзистор, поэтому расположение частей нижнего слоя мы не упорядочили.
Список радиодеталей для ДХО на 12 вольт
N. P / P | Имя | Снимок экрана | Рамка | Кол-во | Ссылка на подробности |
1 | ATTINY13A-SSU | U1 | СОИК-8 | 1 | ATTINY13A-SSU |
2 | BC817 | Q1 | SOT23-3 | 1 | BC817 |
3 | 5V1 | Re2 | LL-34 | 1 | Стабилитрон 5V1 |
4 | 47 тыс | R1 | 0805 | 1 | 47 тыс |
5 | 22k | R2 | 0805 | 1 | 22k |
6 | 1к | R3 | 0805 | 1 | 1к |
7 | 100н | Do1 | 0603 | 1 | C 0603 |
8 | КЛЮЧ — 7,0 * 3,5 * 3,5 | КЛЮЧ 1 | КЛЮЧ — 7,0 * 3,5 * 3,5 | 1 | |
9 | 4k7 | R4 | 0805 | 1 | 4k7 |
10 | 100 | R5 | 0805 | 1 | 100р |
11 | IRF4905STRLPBF | 2 квартал | К-263-2 | 1 | IRF4905STRLPBF |
12 | LL4148 | D1 | LL-34 | 1 | LL4148 |
ДХО 24 вольта на контроллере Attiny13A.
Список радиодеталей для ДХО на 24 вольта
N. P / P | Имя | Снимок экрана | Рамка | Кол-во | Ссылка на подробности |
1 | BC817 | Q1 | SOT23-3 | 1 | BC817 |
2 | 5V1 | Re2 | LL-34 | 1 | Стабилитрон 5V1 |
3 | 110 тыс | R1 | 0805 | 1 | R 0805 |
4 | 22k | R2 | 0805 | 1 | R 0805 |
5 | 2k2 | R3 | 0805 | 1 | R 0805 |
6 | LL4148 | D1 | LL-34 | 1 | LL4148 |
7 | 100н | Do1 | 0603 | 1 | C 0603 |
8 | КЛЮЧ — 7,0 * 3,5 * 3,5 | КЛЮЧ 1 | КЛЮЧ — 7,0 * 3,5 * 3,5 | 1 | КЛЮЧ — 7,0 * 3,5 * 3,5 |
9 | 4k7 | R4 | 0805 | 1 | R 0805 |
10 | 51 | R5 | 0805 | 1 | R 0805 |
11 | 10В | RE3 | LL-34 | 1 | Стабилитрон 10 В |
12 | IRF4905STRLPBF | 2 квартал | К-263-2 | 1 | IRF4905STRLPBF |
13 | ATTINY13A-SSU | U1 | СОИК-8 | 1 | ATTINY13A-SSU |
Обе карты тестировались на стенде, скоро будут протестированы на автомобилях
ДХО от дальнего света — лучший способ заставить фары работать.
Монтаж электропроводки
Вы должны начать с источника энергии. Потребуется установить в подкапотном пространстве электромагнитное реле, к нему нужно подключить провода:
- Подключите плюс источника питания к первому нормально разомкнутому контакту через предохранитель на 8 А.
- Подключите ходовые огни ко второму контакту.
- Подключите один вывод катушки реле к корпусу (без питания).
- Подключите второй выход катушки к замку зажигания. А точнее с выходом, на котором после включения зажигания появляется постоянное напряжение 12 В.
Если вы сделаете такое подключение ДХО своими руками, вы избавитесь от необходимости самостоятельно нажимать кнопку. Но если поставить кнопку между катушкой реле и выводом выключателя зажигания, вы сможете самостоятельно управлять освещением. Однако в этом случае при выключенном зажигании ходовые огни перестают работать.