- Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах
- Зачем следить за состоянием аккумулятора?
- Какие существуют индикаторы
- Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи
- Как сделать индикатор заряда аккумулятора на светодиодах?
- Контроллер зарядки АКБ
- LED индикатор заряда Li-Ion аккумуляторов (обзор и схема)
- Какие существуют индикаторы
- Простой и точный индикатор заряда-разряда АКБ
- Технические данные аккумуляторов
- Печатная плата и детали сборки
- Простой индикатор заряда батареи на двухцветном светодиоде
- Зачем следить за состоянием аккумулятора?
- Индикатор заряда аккумулятора Li-ion
- Как самостоятельно сделать индикатор заряда аккумулятора
- Работа измерительного светодиода
- Схема индикатора разряда аккумулятора
- Аккумулятор заряжен, а в глазке не видно зеленого цвета
- Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи
- Делаем своими руками индикатор заряда аккумулятора контроллер
- Принцип работы
- Зачем нужен АКБ
Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах
Индикатор заряда аккумулятора — незаменимый элемент в доме любого автомобилиста. Актуальность такого устройства многократно возрастает, когда по каким-то причинам машина отказывается заводиться холодным зимним утром. В этой ситуации стоит решить, позвонить ли другу, чтобы он пришел на помощь, загрузившись от своей батареи, или батарея приказала долго жить, разряжаясь ниже критического уровня.
Зачем следить за состоянием аккумулятора?
Автомобильный аккумулятор состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторных батарей с напряжением питания 2,1 — 2,16 В. В норме батарея должна выдавать 13-13,5В. Нельзя допускать значительного разряда аккумулятора, так как это снижает плотность и, как следствие, увеличивает температуру замерзания электролита.
Чем больше разряжается аккумулятор, тем меньше времени он будет держать заряд. В теплую погоду это не критично, а вот зимой забытые во включенном состоянии габаритные огни при возвращении могут полностью «убить» аккумулятор, превратив содержимое в комок льда.
Падение уровня заряда ниже 70% считается критическим. Вся автомобильная техника потребляет не напряжение, а электричество. Без нагрузки даже сильно разряженный аккумулятор может показывать нормальное напряжение. Но на низком уровне при запуске двигателя будет сильный «провал» напряжения, что является сигналом тревоги.
вовремя заметить надвигающуюся катастрофу можно только в том случае, если индикатор установлен прямо в салоне. Если во время движения машина постоянно сигнализирует о разгрузке, пора ехать на заправку.
Какие существуют индикаторы
Многие батареи, особенно не требующие обслуживания, имеют встроенный датчик (гигрометр), принцип действия которого основан на измерении плотности электролита.
Этот датчик следит за состоянием электролита и значение его показателей является относительным. Не очень удобно залезать несколько раз под капот автомобиля, чтобы проверить состояние электролита на разных режимах работы.
Электронные устройства намного удобнее контролировать состояние батареи.
Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи
Многие из этих устройств продаются в автосалонах, различаются дизайном и функциональностью. Заводская бытовая техника условно делится на несколько типов.
По способу подключения:
- к гнезду прикуривателя;
- к бортовой сети.
Кстати, сигнал отображается:
Принцип работы у них одинаковый, определение уровня заряда аккумулятора и отображение информации в наглядном виде.
Принципиальная схема индикатора
Как сделать индикатор заряда аккумулятора на светодиодах?
Существуют десятки различных схем управления, но результаты идентичны. Такое устройство можно собрать независимо от отходов. Выбор схемы и компонентов зависит исключительно от ваших навыков, воображения и доступности ближайшего радиомагазина.
Вот схема, чтобы понять, как работает светодиодный индикатор батареи. Такую портативную модель можно собрать «на коленке» за считанные минуты.
D809: стабилитрон 9В ограничивает напряжение на светодиодах, а сам дифференциатор собран на трех резисторах. Этот светодиодный индикатор активируется током в цепи. При напряжении 14 В и выше силы тока хватает для того, чтобы загорелись все светодиоды, при напряжении 12-13,5 В загораются VD2 и VD3, ниже 12 В — VD1.
- Более продвинутый вариант с минимумом деталей можно собрать на бюджетном индикаторе напряжения — микросхеме AN6884 (KA2284).
- Схема светодиодного индикатора уровня заряда аккумулятора на компараторе напряжения
Схема работает по принципу компаратора. VD1 — стабилитрон на 7,6 В, он служит источником опорного напряжения. R1 — делитель напряжения.
Во время начальной настройки он устанавливается в такое положение, что все светодиоды горят при напряжении 14 В.
Напряжение, подаваемое на входы 8 и 9, сравнивается с помощью компаратора, и результат декодируется на 5 уровней путем включения соответствующих светодиодов.
Контроллер зарядки АКБ
Для контроля за состоянием аккумулятора во время работы зарядного устройства делаем контроллер заряда аккумулятора. Схема устройства и используемые компоненты максимально доступны, при этом обеспечивается полный контроль над процессом зарядки аккумулятора.
Принцип работы контроллера следующий: пока напряжение на АКБ ниже напряжения зарядки, горит зеленый светодиод. Как только напряжение сравняется, транзистор открывается, загорается красный светодиод. Замена резистора перед базой транзистора изменяет уровень напряжения, необходимый для открытия транзистора.
это универсальная схема управления, которая может использоваться как для автомобильных аккумуляторов большой мощности, так и для миниатюрных литиевых аккумуляторов.
LED индикатор заряда Li-Ion аккумуляторов (обзор и схема)
Приветствую всех мастеров радио. В данной статье представлен обзор простого индикатора заряда литий-ионных элементов, купленного на Али всего за 40 рублей.
Как видите, цена более чем доступная, есть ли смысл улаживать ее самостоятельно? Размеры индикаторного модуля: длина 44мм, ширина 9мм, высота 5мм.
Согласно описанию производителя, на вкладке отображается количество энергии в аккумуляторе. Кратковременно нажмите переключатель и наблюдайте за показаниями, цепь автоматически отключится через 3 секунды. В этом случае вам просто нужно подключить устройство к аккумулятору: положительный и отрицательный провода. В зависимости от версии он может указывать на состояние банок 1S, 2S, 3S и 4S.
- Индикация 1S: 25% Горит первый светодиод (напряжение: 3,4 В); 50% секунды включения (напряжение: 3,6 В); 75% включено третье (напряжение: 3,8 В); Четвертые 100% включены (напряжение: 4 В).
- Индикация 2S: 25% горит первый светодиод (напряжение: 6,6 В); 50% секунды включения (напряжение: 7 В); 75% включено третье (напряжение: 7,5 В); На 100% горит четвертый (напряжение: 8В).
- Индикация 3S: 25% горит первый светодиод (напряжение: 10,4 В); 50% секунды во включенном состоянии (напряжение: 11 В); 75% включено третье (напряжение: 11,5 В); Четвертые 100% включены (напряжение: 12,4 В).
- Индикация 4S: 25% Горит первый светодиод (напряжение: 13,8 В); 50% секунды включения (напряжение: 14,5 В); 75% включено третье (напряжение: 15 В); На 100% горит четвертый индикатор (напряжение: 16,2 В).
Схема построена на микросхеме U1 в корпусе SO14, к сожалению, производитель очистил обозначение. Однако анализ предлагает операционный усилитель LM324 или какой-то клон этой интегральной схемы (четырехэлементный операционный усилитель). Рядом с ним находится обозначенный источник опорного напряжения U2, который представляет собой TL431 в пакете SOT23. Рядом с выводами питания находится Q, полевой транзистор P-Mosfet с обозначением AFZV в корпусе SOT23. После долгих поисков выяснилось, что это транзистор АО3415.
На плате есть свободные места для пайки типичных 3-миллиметровых светодиодов. Однако это должны быть суперяркие версии, так как резисторы, ограничивающие ток диодов, имеют сопротивление 3,3 кОм, а ток может быть слишком низким для стандартных светодиодов. Кроме того, аналогичная схема (функциональный аналог).
Микровыключатель активирует индикатор на несколько секунд, позволяя взглянуть на светодиодную панель и оценить уровень заряда батареи. Это было сделано простым способом: резистор 2 МОм и конденсатор подключаются между затвором и истоком, нажатие кнопки поляризует затвор и заряжает конденсатор. Конденсатор медленно разряжается через параллельный резистор, и схема отключается после того, как напряжение падает ниже порога включения транзистора.
Энергопотребление индикатора в режиме ожидания практически равно нулю, измерить его невозможно даже самым чувствительным пределом мультиметра. При всех включенных светодиодах потребление составляет около 5 мА (большую часть тянут LM324 и TL431).
Пороги переключения для отдельных светодиодов следующие (согласно фактическим испытаниям):
Vbat> 3,4 В — 25%
3,65 В 4,0 В — 100%
Ниже 3,4 В нет светового отклика на нажатие кнопки.
При сборке паяльной станции было решено использовать вторую плату. Впереди не было места для вольтметра. Мне также пришлось добавить резистор 2 кОм последовательно со схемой, чтобы увеличить порог напряжения.
Какие существуют индикаторы
Многие батареи, особенно не требующие обслуживания, имеют встроенный датчик (гигрометр), принцип действия которого основан на измерении плотности электролита.
Этот датчик следит за состоянием электролита и значение его показателей является относительным. Не очень удобно залезать несколько раз под капот автомобиля, чтобы проверить состояние электролита на разных режимах работы.
Электронные устройства намного удобнее контролировать состояние батареи.
Простой и точный индикатор заряда-разряда АКБ
В сегодняшней статье будет рассмотрен процесс сборки простого индикатора уровня заряда батареи, но с более точной схемой, которая может использоваться в реальной жизни и может стать отличным дополнением к приборной панели вашего автомобиля.
Индикатор построен на микросхеме ELM339, которая в свою очередь состоит из четырех отдельных компараторов в одном корпусе.
Компаратор имеет два входа и один выход, он просто сравнивает напряжение на входах, исходя из этого, мы получаем логический 0 или единицу на выходе.
Используемый в схеме компаратор находится на платах блока питания компьютера, ориентируйтесь на цифры 339, буквы могут отличаться в зависимости от производителя.
В качестве индикаторов используются светодиоды диаметром 3 мм.
Схема работает очень просто, у нас есть источник опорного напряжения в виде стабилитрона, цепи резисторов — это делители, которые создают на входах компараторов определенное напряжение, назовем их пороговыми.
Компаратор постоянно сравнивает эти напряжения с напряжением, которое формирует делитель на резисторах R5 и R6, этот делитель снижает напряжение тестируемой батареи в три раза, если напряжение на прямом входе компаратора больше обратного, то на на выходе получаем логический блок или напряжение питания.
Светодиод горит, если все наоборот, то на выходе получаем логический 0 или заземление, светодиод в этом случае не включается.
Входные делители выбираются в узком диапазоне, поскольку схема предназначена для работы в качестве индикатора заряда 12-вольтовых аккумуляторов.
Маломощный диод 4148 защищает микросхему компаратора от обратной полярности.
Токоограничивающие резисторы для светодиодов подбираются сопротивлением от 1 до 2,2 кОм, можно ограничиться всего одним резистором.
Печатная плата довольно компактная, нарисовал на скорую руку, но разводка неплохая, кстати, ее можно скачать в конце статьи.
Чтобы протестировать эту плату, нам понадобится лабораторный источник питания, на котором нам нужно установить напряжение около 13,5 — 14 вольт, имитируя полностью заряженный автомобильный аккумулятор.
Все светодиоды загораются одновременно, постепенно снижая напряжение на блоке питания, при определенных напряжениях можно наблюдать гашение светодиодов.
Когда горят только красные светодиоды, батарея разряжена.
Можно пересчитать входные делители и использовать схему аккумулятора с другим напряжением, кстати, эту схему можно использовать и в зарядных устройствах.
Технические данные аккумуляторов
Основные используемые типы аккумуляторов:
При использовании аккумулятора необходимо учитывать его функциональные характеристики, такие как:
Довожу до вашего сведения. Все параметры указаны для 20 или 25 ° C.
Автомобильный аккумулятор (АКБ) состоит из 6 аккумуляторных секций, соединенных последовательно с напряжением питания 2,1-2,16 В каждая, напряжением 13-13,5 В на исправном аккумуляторе.
Важно! Не допускается снижение напряжения ниже 9 вольт, потому что из-за особенностей процессов, протекающих в аккумуляторах, падает плотность, что увеличивает температуру замерзания электролита и ускоряет разрушение электродов. В свою очередь, время автономной работы также сокращается.
Печатная плата и детали сборки
Печатная плата представляет собой одностороннюю печатную плату размером 40 x 37 мм с пленочным покрытием, которую можно скачать здесь. Предназначен для монтажа DIP-элементов следующих типов:
- резисторы МЛТ-0,125Вт с точностью не менее 5% (серия Е24)
R1, R2, R3, R4, R7, R9, R10, R11 — 1 кОм,
R5, R8 — 5,1 кОм,
R6, R12 — 10 кОм; - любой маломощный диод VD1 с обратным напряжением не менее 30 В, например 1N4148;
- маломощный стабилитрон VD2 с напряжением стабилизации 6,2 В. Например, КС162А, BZX55C6V2;
- lED LED1-LED5 — индикатор типа АЛ307 любого цвета свечения.
Эту схему можно использовать не только для контроля напряжения на 12-вольтовых аккумуляторах. Пересчитав номиналы резисторов, расположенных во входных цепях, мы получаем светодиодный индикатор на любое желаемое напряжение. Для этого нужно установить пороговые напряжения, при которых загораются светодиоды, затем по формулам пересчитать сопротивления, указанные выше.
Простой индикатор заряда батареи на двухцветном светодиоде
В статье предлагается два варианта индикатора, цвет свечения которого при разряде аккумулятора меняется с зеленого на красный. Существует огромное количество схем, предназначенных для выполнения этих функций, но все они, на мой взгляд, слишком сложны и дороги. Для моего индикатора требуется всего пять компонентов, один из которых — двухцветный светодиод.
Самый простой пример показан на рисунке 1. Если напряжение на выводе B + равно 9 В, будет гореть только зеленый светодиод, так как напряжение на базе Q1 составляет 1,58 В, а напряжение на эмиттере равно падению • напряжение на светодиоде D1 обычно составляет 1,8 В, а Q1 остается закрытым. Когда заряд аккумулятора уменьшается, напряжение на светодиоде D2 остается практически неизменным, в то время как напряжение на базе уменьшается, и в определенный момент Q1 начинает проводить ток. В результате часть тока разветвляется на красный светодиод D1, и эта доля будет увеличиваться до тех пор, пока весь ток не потечет на красный светодиод.
Для типичных элементов двухцветного светодиода разница прямых напряжений составляет 0,25 В. Именно это значение определяет область перехода от зеленого к красному. Полное изменение цвета свечения, задаваемое соотношением сопротивлений разделительных резисторов R1 и R2, происходит в диапазоне напряжений
Центр перехода от одного цвета к другому определяется разницей напряжения между светодиодом и переходом база-эмиттер транзистора и составляет примерно 1,2 В. Следовательно, изменение B + с 7,1 В на 5,8 В изменит зеленый свет к красному.
Разница в напряжении будет зависеть от конкретных комбинаций светодиодов и может быть недостаточной для полного изменения цвета. Однако предложенную схему все же можно использовать, подключив диод последовательно с D2.
На рисунке 2 R1 был заменен стабилитроном, что привело к гораздо более плотному переходу. Делитель больше не влияет на схему, и полное изменение цвета свечения происходит, когда напряжение B + изменяется всего на 0,25 В. Напряжение точки перехода будет 1,2 В + VZ. (Здесь VZ — напряжение на стабилитроне, в нашем случае около 7,2 В).
Недостатком такой схемы является привязка к ограниченной шкале напряжений стабилитронов. Еще больше усложняет ситуацию тот факт, что низковольтные стабилитроны имеют слишком плавную кривизну характеристики, что не позволяет точно определить, какое напряжение VZ будет при малых токах в цепи. Решением этой проблемы может быть использование резистора последовательно с стабилитроном, чтобы иметь возможность вносить небольшие корректировки, слегка увеличивая напряжение перехода.
При указанном сопротивлении резисторов схема потребляет ток порядка 1 мА. Со светодиодами высокой яркости этого достаточно для использования в помещении. Но даже такой небольшой ток достаточен для 9-вольтовой батареи, поэтому вам придется выбирать между дополнительным потреблением тока и риском оставить питание включенным, когда оно вам не нужно. Скорее всего, после первой незапланированной замены батареи вы почувствуете преимущества этого монитора.
Схема может быть преобразована так, чтобы переход от зеленого к красному происходил при увеличении входного напряжения. Для этого транзистор Q1 необходимо заменить на NPN, а эмиттер и коллектор поменять местами. А с парой транзисторов NPN и PNP можно сделать оконный компаратор.
Учитывая довольно большую ширину перехода, схема на Рисунке 1 больше подходит для батарей 9 В, тогда как схема на Рисунке 2 может быть адаптирована для других напряжений.
Зачем следить за состоянием аккумулятора?
Автомобильный аккумулятор состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторных батарей с напряжением питания 2,1 — 2,16 В. В норме батарея должна выдавать 13-13,5В. Нельзя допускать значительного разряда аккумулятора, так как это снижает плотность и, как следствие, увеличивает температуру замерзания электролита.
Чем больше разряжается аккумулятор, тем меньше времени он будет держать заряд. В теплую погоду это не критично, а вот зимой забытые во включенном состоянии габаритные огни при возвращении могут полностью «убить» аккумулятор, превратив содержимое в комок льда.
В таблице вы можете увидеть температуру замерзания электролита в зависимости от степени заряженности агрегата.
Зависимость температуры замерзания электролита от степени заряда аккумулятора | ||||
Плотность электролита, мг / см у щенка. | Напряжение, В (без нагрузки) | Напряжение, В (при нагрузке 100 А) | Уровень заряда аккумулятора, % | Температура замерзания электролита, гр. По Цельсию |
1110 | 11,7 | 8,4 | 0,0 | -7 |
1130 | 11,8 | 8,7 | 10.0 | -девять |
1140 | 11,9 | 8,8 | 20,0 | -одиннадцать |
1150 | 11,9 | 9.0 | 25,0 | -13 |
1160 | 12.0 | 9.1 | 30,0 | -14 |
1180 | 12.1 | 9,5 | 45,0 | -18 |
1190 | 12.2 | 9,6 | 50,0 | -24 |
1210 | 12,3 | 9.9 | 60,0 | -32 |
1220 | 12,4 | 10.1 | 70,0 | -37 |
1230 | 12,4 | 10.2 | 75,0 | -42 |
1240 | 12,5 | 10,3 | 80,0 | -46 |
1270 | 12,7 | 10,8 | 100,0 | -60 |
Падение уровня заряда ниже 70% считается критическим. Вся автомобильная техника потребляет не напряжение, а электричество. Без нагрузки даже сильно разряженный аккумулятор может показывать нормальное напряжение. Но на низком уровне при запуске двигателя будет сильный «провал» напряжения, что является сигналом тревоги.
вовремя заметить надвигающуюся катастрофу можно только в том случае, если индикатор установлен прямо в салоне. Если во время движения машина постоянно сигнализирует о разгрузке, пора ехать на заправку.
Индикатор заряда аккумулятора Li-ion
Усилитель для наушников, который я установил в последний раз, питается от батареи. И батареи имеют тенденцию терять заряд. Кроме того, они еще и проигрывают, когда к ним ничего не подключено, то есть саморазряд. И хотя современные аккумуляторы тратят на этот процесс достаточно много времени, такое случается. А если накормят какой-то груз, пусть даже не очень большой, на этот раз он станет меньше. Ну ладно. Их просто нужно зарядить. Плохая новость в том, что литий-ионные батареи не любят глубоких разрядов. Чтобы этого не произошло, достаточно не допустить снижения падения напряжения на его выводах ниже 2,9-3 Вольт. Конечно, это стоимость одной статьи. Если аккумулятор состоит из элементов, соединенных последовательно, есть варианты.
Как самостоятельно сделать индикатор заряда аккумулятора
Индикатор заряда аккумулятора своими руками на двух светодиодах — правильно обслуживаемые аккумуляторы вам подойдут. Техническое обслуживание включает, помимо прочего, регулярный контроль напряжения аккумуляторной батареи.
Схема, показанная на рисунке 1, подходит для большинства типов батарей.
Он содержит эталонный светодиод LEDREF, который работает при постоянном токе 1 мА и обеспечивает эталонный световой поток постоянной силы, независимо от напряжения батареи.
Это постоянство обеспечивает резистор R1, включенный последовательно со светодиодом.
Следовательно, даже если напряжение полностью заряженной батареи упадет до тех пор, пока она полностью не разрядится, ток, протекающий через нее, изменится только на 10%.
Следовательно, можно предположить, что интенсивность излучения остается постоянной в диапазоне напряжений аккумулятора, соответствующем переходу от состояния полного заряда к полному разряду.
Световой поток измерительного светодиода LEDVAR изменяется при изменении напряжения аккумуляторной батареи.
Поместив светодиоды рядом друг с другом, вы можете легко сравнить их яркость и, таким образом, определить уровень заряда батареи.
Используйте светодиоды с рассеянными линзами, так как устройства с прозрачными линзами раздражают глаза. Обеспечьте достаточную оптическую изоляцию светодиодов, чтобы свет одного светодиода не попадал на линзы другого.
Работа измерительного светодиода
Светодиод измерения работает с током в диапазоне от 10 мА при полностью заряженной батарее до менее 1 мА при полном разряде. Стабилитрон Dz с последовательным резистором R2 необходим для того, чтобы сила тока сильно зависела от напряжения батареи.
Сумма напряжения стабилитрона и падения напряжения на светодиоде должна быть немного меньше самого низкого напряжения батареи. Это напряжение падает на резисторе R2. Изменения напряжения батареи вызывают большие изменения тока резистора R2. Если напряжение составляет около 1 В, через светодиод LEDVAR будет протекать ток 10 мА, и он будет светиться намного ярче, чем LEDREF.
Если напряжение меньше 0,1 В, интенсивность свечения LEDVARvar будет ниже, чем у LEDREF, что указывает на низкий заряд батареи.
Индикатор заряда аккумулятора своими руками: сразу после зарядки аккумулятора напряжение на нем превышает 13 В. Для схемы это безопасно, так как ток ограничен до 10 мА.
Если светодиоды горят, быстро отпустите кнопку S11 (чтобы не повредить их (рисунок 2).
Хотя в примере на Рисунке 2 индикатор заряда подключен к 12-вольтовой свинцово-кислотной батарее, эту схему можно легко адаптировать к другим типам батарей. Как вариант, вы можете использовать его для контроля напряжения.
Два зеленых светодиода указывают на состояние, когда заряд аккумулятора превышает 60%. Серия красных светодиодов указывает на то, что заряд батареи упал ниже 20%. Светодиоды LEDREFG и LEDREFR подключаются через резисторы R1 и R2 10 кОм.
В светодиоды последовательного замера, яркость которых меняется, включены стабилитроны и резисторы R3 и R4 сопротивлением 100 Ом. Диоды D1, D2 и D3 устанавливают необходимое напряжение ограничения.
Зависимость яркости светодиодов от состояния батареи приведена в таблице 1.
Следующее выражение можно использовать для расчета силы света зеленого измерительного светодиода:
VBATT = 10 Гбит / с x 100 + VD1 + VD2 + VLEDG + VDZ1
Схема индикатора разряда аккумулятора
Стабилитрон работает таким образом, что начинает проводить ток при превышении определенного напряжения, порог которого можно установить с помощью делителя напряжения между резисторами R1 и R2. В случае индикатора разряда светодиод должен гореть, когда напряжение батареи ниже необходимого. Поэтому в схему добавлен npn-транзистор.
Как видите, регулируемый стабилитрон регулирует отрицательный потенциал, затем в схему добавляется резистор R3, задача которого — включить транзистор при выключенном TL431. Это резистор 11к, подобран методом проб и ошибок. Резистор R4 служит для ограничения тока на светодиоде, его можно рассчитать по закону Ома.
Конечно, можно обойтись и без транзистора, но тогда светодиод погаснет, когда напряжение упадет ниже установленного уровня — схема ниже. Конечно, такая схема не будет работать при низких напряжениях из-за отсутствия достаточного напряжения и / или тока для питания светодиода. Недостатком этой схемы является постоянное потребление тока в районе 10 мА.
Аккумулятор заряжен, а в глазке не видно зеленого цвета
Аккумуляторы, оборудование Аккумуляторы, оснащенные глазком, позволяют быстро оценить состояние заряда с помощью глазка, позволяют быстро оценить состояние заряда
Такая ситуация бывает. Аккумулятор давно заряжается, но в глазок не видно зеленого поплавка. В чем причина:
- зеленый шар просто застрял в трубе и не может подняться. Исправлено легкое тряска батареи;
- в конструкции аккумулятора есть пластины и они имеют свойство изнашиваться. Мусор от них и мешает устройству отображать точные данные;
- Аккумулятор поврежден.
Аккумуляторы, оснащенные глазком, позволяют быстро оценить степень заряда. Но, по мнению многих автомобилистов, это ненадежный метод, поэтому они выбирают обычный способ проверки напряжения, с отбором нагрузки.
Разряженный автомобильный аккумулятор в самый неподходящий момент мало кого может порадовать, кроме тех, кто хотел остаться дома.
Чтобы не стать свидетелем подобных «сюрпризов» в будущем, многие автовладельцы устанавливают индикаторы разного типа. Но не забываем об обычном способе проверки степени заряда — вольтметром.
Виды индикаторов заряда аккумуляторной батареи
Многие из этих устройств продаются в автосалонах, различаются дизайном и функциональностью. Заводская бытовая техника условно делится на несколько типов.
По способу подключения:
- к гнезду прикуривателя;
- к бортовой сети.
Кстати, сигнал отображается:
- аналог;
- цифровой.
Принцип работы у них одинаковый, определение уровня заряда аккумулятора и отображение информации в наглядном виде.
Принципиальная схема индикатора
Делаем своими руками индикатор заряда аккумулятора контроллер
Это очередная статья о всем известном чипе TP4056, он уже многим понравился и он неоднократно тестировался армией радиолюбителей. Да и про чудо-микросхему ходили слухи. Я заказал у китайцев пять подопытных и стал думать, как их собрать — с балдахином или на платке. Вот самая распространенная схема: некоторые детали и сама микросхема.
Потом мне под руку попали куски печатной платы, и я решил собрать их на печатной плате, но не все так просто. В моем картридже закончилась пара десятков заправок. Возник спрос на новую, но цена, на мой взгляд, зашкаливает. Тогда выход один, красить эмалью, а мне эмаль уже не дают, сказали, что эмаль не покупали, чтобы тратить ее на тарелки нет, это не опечатка, какие-то тарелки — да , неожиданно.
В общем, села и подумала, что с собой делать, вспомнила, что шарфы можно красить не только краской, но и парафином и маркером, парафин не для меня, я могу расписать только яйцо на Пасху и тогда не совсем. Но с маркером идея неплохая.
Принцип работы
Схема индикатора заряда аккумулятора на светодиодах работает следующим образом. Стабилизированное резистором R7 и стабилитроном VD2, напряжение 6,2 вольта подается на резистивный делитель, собранный из R8-R12. Как видно из схемы, между каждой парой этих резисторов формируются опорные напряжения разного уровня, которые поступают на прямые входы компараторов. В свою очередь обратные входы совмещены между собой и через резисторы R5 и R6 подключены к выводам аккумулятора (АКБ).
В процессе заряда (разряда) АКБ напряжение на обратных входах постепенно изменяется, что приводит к попеременному включению компараторов. Рассмотрим работу операционного усилителя OP1, который отвечает за индикацию максимального уровня заряда аккумулятора. Устанавливаем условие, если на заряженном аккумуляторе напряжение 13,5В, начинает светиться последний светодиод. Пороговое напряжение на его прямом входе, при котором загорится этот светодиод, рассчитывается по формуле:
UOP1 + = UCT VD2 — UR8,
UCT VD2 = UR8 + UR9 + UR10 + UR11 + UR12 = I * (R8 + R9 + R10 + R11 + R12)
I = UCT VD2 / (R8 + R9 + R10 + R11 + R12) = 6,2 / (5100 + 1000 + 1000 + 1000 + 10000) = 0,34 мА,
UR8 = I * R8 = 0,34 мА * 5,1 кОм = 1,7 В
UOP1 + = 6,2-1,7 = 4,5 В
Это означает, что при достижении потенциала более 4,5 В на обратном входе компаратор OP1 переключится, и на его выходе появится низкий уровень напряжения и загорится светодиод. Используя эти формулы, вы можете рассчитать потенциал на прямых входах каждого операционного усилителя. Потенциал на обратных входах получается из равенства: UOP1- = I * R5 = UBAT — I * R6.
Зачем нужен АКБ
Установленный в салоне индикатор заряда полезно вовремя заметить
Автомобильный аккумулятор — это дополнительный источник электроэнергии для автомобиля. Он питает фары, бортовую сеть и используется для запуска двигателя. Конструктивно аккумулятор состоит из 6 ячеек, соединенных между собой.
Его нормальное напряжение составляет 13,5 В, т.е. 2,25 В для каждого элемента. В разряженном состоянии этот параметр будет 9В и ниже, что уже считается критическим показателем.
Чтобы вовремя заметить, пригодится индикатор заряда, установленный в салоне. Но бывает, что с аккумулятором все в норме, а сигнализатор продолжает выдавать предупреждения — это знак того, что машину пора сдавать в автосервис.
На новых автомобилях с большим количеством электронной начинки у водителя есть возможность следить за степенью разряда аккумулятора.
Если имеется более старая модель авто, то, чтобы не возиться с вольтметром, проще вставить индикатор заряда, который в любой момент покажет точные данные.
Что показывает:
- зарядить аккумулятор от генератора;
- уровень заряда источника тока.
При желании такой индикатор изготавливается своими руками. Для этого понадобится схема и детали, которые легко найти в магазинах.